Вопросы, возникающие при истечении срока поверки газового счётчика - ООО «Газпром межрегионгаз Липецк»

Вопросы, возникающие при истечении срока поверки газового счётчика

В соответствии с п. 25 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549, показания прибора учета газа с истекшим сроком поверки не могут быть применены для расчета оплаты за газ. Истечение срока поверки является основанием для определения объемов потребленного газа, исходя из нормативов потребления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и дополнившем его Постановлением Правительства № 258 от 28.03.2012 года, утвердившим «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», рассчитанный по формулам норматив потребления природного газа на отопление представляет величину равную 1/12 годовой потребности, которая равными долями в течение года включается в расчет платы за коммунальную услугу по газоснабжению. В этой связи, независимо от того, существует ли потребление газа или отсутствует (оборудование отключено), плата за услугу по газоснабжению, предъявляемая в межотопительный период, определяется исходя из утвержденного среднемесячного норматива (на отопление в размере 7 м3 на 1 м2 отапливаемой площади). Нормативы потребления, утверждены постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 21.01.2011 г. № 1/3.

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы). На территории Липецкой области - Управления энергетики и тарифов Липецкой области.


Уведомление абонентов о необходимости в проведении поверки какими-либо нормативными актами не предусмотрено. Однако, по инициативе поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» уведомление о необходимости проведения поверки было размещено в Липецкой газете от 15.06.2012г., в абонентских пунктах, в платежных документах, направленных абонентам, за май - октябрь 2012г (из ответа прокурору Хлевенского района).

В соответствии с п. 22 «б» поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Расчет платы в период с момента монтажа поверенного счётчика и до его пломбировки проводится: - в случае, если прибор учета был демонтирован до истечения срока поверки, и установлен до окончания указанного срока, начисление платы за газ проводится по среднемесячным потреблению абонента; - в случае, если прибор учета был демонтирован после истечения срока поверки, начисление платы за газ проводится по нормативам потребления. Если в предусмотренные законодательством сроки сотрудники ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» не успевают провести пломбировку счетчика, расчет платы за газ по показаниям прибора учета ведется с момента установки счетчика.

Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.


При нарушении любого из условий указанных, в п. 25 «Правил…»: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии. На основании п. 28 «Правил…»: - в случае повреждения целостности любой из пломб, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу; - в случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев. Согласно п. 31 «Правил…» в случае, если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях счетчика, объем потребленного газа за прошедший расчетный период, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа. В соответствии с п. 62 «Правил…» в случае если абонент, объем поставки газа которому определяется по показаниям прибора учета газа, не допускает представителей поставщика газа для проведения проверки, это фиксируется в акте проверки и является основанием для перерасчета объема газа, поставленного этому абоненту, в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения предыдущей проверки до дня, следующего за днем проведения проверки по заявке абонента.


В случае, если прибор учета был демонтирован до истечения срока поверки, то в такой ситуации, применяется п. 30 «Правил…» - среднемесячное потребление абонента. В случае, если прибор учета был демонтирован после истечения срока поверки, начисление платы за газ проводится по нормативам потребления.


Согласно п.п. 55, 56 «Правил…» поставщик газа может проводить проверки 1 раз в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки. Проверка проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени ее проведения. В случае, если абонент не возражает в проведении проверки, уведомление оформляется на месте. При отказе абонента в проверке без предварительного уведомления ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» направляется абоненту уведомление о проведении проверки любым способом, обеспечивающим его получение не позднее, чем за 7 дней до дня проведения проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом.

Доставка газовых счётчиков на поверку, затраты на поверку, а также на ремонт счётчиков, их замену и возможные затраты на изменение внутридомовых газовых сетей в связи с заменой счётчика возложены на абонентов, поскольку они являются собственниками приборов учёта газа и несут бремя их содержания (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).


Большие сроки выполнения работ по замене счетчиков вызвано многократным увеличением обращений жителей области по выполнению данного вида работ. В ряде филиалов данное увеличение составляет более чем в несколько десятков раз. При этом следует отметить, что те же самые работники филиалов выполняют и плановое техническое обслуживание и заявочный ремонт внутридомового газового оборудования, пуск объектов в связи с началом отопительного сезона, а также другие заявки от населения, связанные с эксплуатацией и строительством (реконструкции) объектов газоснабжения. При этом следует отметить, что первоочередным исполнением является выполнение аварийных и неаварийных заявок, связанных с эксплуатацией и ВДГО и распределительных сетей. Выполнение остальных заявок выполняется в порядке «живой очереди» в зависимости от их поступления. Показания не поверенного счетчика не могут быть применены для расчета оплаты за газ, поэтому и после подачи заявления расчет проводится по нормативу.


Согласно п. 2 ст. 12 Закона РФ № 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. В настоящее время поверку бытовых приборов учета газа на территории Липецкой области проводят 2 организации – ОАО «Липецкоблгаз» и ФБУ «Липецкий ЦСМ». Лаборатории ОАО «Липецкоблгаз» находятся: • Филиал «Бориногаз»: 398510, с. Боринское, ул. Космонавтов, д.51, тел.: 76-10-52; • Филиал «Елецгаз»: 399783, г. Елец, ул. Свердлова, д.117, тел.: (474-67) 2-07-61. Стоимость поверки бытового счетчика газа составляет 467 руб. 73коп. Лаборатории ФБУ \"Липецкий ЦСМ\" находятся • г. Липецк, ул. Гришина, 9а, тел. 43-25-12, 43 27-36 • г. Елец, ул. Барковского, д. 3, тел. (474-67) 2-21-68 Стоимость работ, осуществляемых филиалами Общества, связанных с заменой или поверкой счетчика определяются в каждом конкретном случае индивидуально с учетом объема работ на основании действующего Прейскуранта цен ОАО «Липецкоблгаз».


Деятельность по поверке средств измерений, в том числе и по поверке счетчиков газа прописана в метрологических правилах и ГОСТах. В частности в п. 2.12. ПР50.2.006-94 «Порядок проведения поверки средств измерений» указано: «место поверки выбирает пользователь средств измерений…», то есть владелец прибора учета может обратиться в любую организацию на территории Липецкой и других областей с вопросом поверки принадлежащего ему счетчика газа. П.3.16 тех же Правил по метрологии определяет, кто должен доставить средства измерения на поверку: «доставку средств измерений на поверку обеспечивают юридические и физические лица – владельцы средств измерений». При этом в предыдущие годы, оказанные услуги по доставке оборудования, теплообменников и счетчиков приводили к жалобам и разбирательствам, по причине предъявления претензий со стороны владельцев на то, что оборудование пришло в негодность в результате доставки их до места поверки или ремонта, в связи с этим Общество вынуждено было отказаться от этого.

До 2001 года, а также в последующие годы работы по установке счетчиков производились как по эскизам, так и сразработкой проектно-сметной документации. Необходимость разработки проектно-сметной документации определяется на момент определения места расположения счетчика и необходимости для его установки существенного переустройства системы газопотребления.


Разница в стоимости работ по замене счетчика и первичной установки прибора учета газа вызвана отличием объема выполняемой работы.


Вопросы проведения работ по техническому обслуживанию регламентированы Приказом Министерства регионального развития РФ от 26 июня 2009 № 239 «Об утверждении порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ», который содержит минимальный объем работ по обслуживанию внутридомового газового оборудовании для обеспечения его исправного и работоспособного состояния (Приложение № 1 к Порядку). Согласно перечню работ (Приложение № 1 к договору на техническое обслуживание, заявочном ремонте и аварийно-диспетчерском обеспечении) при производстве работ по техническому обслуживанию ВДГО выполняется визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) газопроводов сети газопотребления, газоиспользующего оборудования и приборов учета газа. Таким образом, при выполнении работ по техническому обслуживанию ВДГО прибор учета газа осматривается на его целостность, то есть на отсутствие трещин и повреждений прибора, проверяются места его соединения с газопроводом на возможность утечки газа, а также работоспособность механизма прибора учета. Действующим законодательством Российской Федерации на газораспределительные организации, которой является ОАО «Липецкоблгаз», не возложена обязанность осуществлять контроль за сроками прохождения поверки приборов учета газа, установленные у потребителей. Информирование абонента о необходимости проведения поверки прибора учета газа как при выполнении работ по техническому обслуживанию, так и после его проведения в обязанности ОАО «Липецкоблгаз» не входит.